пятница, 14 января 2005 г.

23. Использование ролевых игр в процессе подготовки педагогов-психологов

23. Дубовый Л.М., Малькова Е.А., Мельников Р.О., Тарасов С.В. Использование ролевых игр в процессе подготовки педагогов-психологов. // Сборник статей: Международной научно-практической конференции «Подготовка психологов-практиков в высшей школе: проблемы и пути решения». – Пенза, 2005.

22 Использование ролевых игр в процессе подготовки педагогов-психологов Печ. Международная научно-практическая конференция «Подготовка психологов-практиков в высшей школе: проблемы и пути решения» сборник статей. 2005 г С??? ??? Дубовый Л.М., Малькова Е.А., Мельников Р.О.

 Использование ролевых игр в процессе подготовки педагогов-психологов

Дубовый Л.М., Малькова Е.А., Мельников Р.О., Тарасов С.В.
Для успешной профессиональной деятельности у педагога-психолога  должны быть сформированы следующие профессионально-важные качества:
- умение выявлять и разрешать конфликтные ситуации в группе;
- способность к анализу ситуаций межличностного взаимодействия;
- способность к распознаванию невербальных реакций, предсказыванию событий на основе понимания чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, предвидению последствий поведения партнера на основе анализа реальных ситуаций общения;
- умение адекватно реагировать на различные ситуации межличностного взаимодействия;
- способность к сопереживанию, сочувствию, пониманию внутреннего состояния другого человека и умение проявить эмоциональное тепло, умение предсказать эмоциональную реакцию человека в конкретных ситуациях.
Среди методов, которые способствуют развитию данных качеств и умений можно выделить использование ролевых игр. Использование ролевой игры в процессе групповой работы позволяет человеку приобрести новые знания не только о других, но и о самом себе. Помимо этого ролевая игра выполняет ряд функций, которые одновременно с этим являются и её достоинствами, а именно:
1)    ролевая игра предоставляет участникам возможность активно попытаться изменить свое поведение;
2)    ролевая игра предоставляет возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным;
3)    ролевая игра позволяет игрокам увидеть, как их поведение влияет на окружающих;
4)    ролевая игра дает возможность участникам группы испытать незнакомые им чувства, воспринять новые мысли и идеи;
5)    ролевая игра способствует тому, чтобы игроки учились по-новому видеть ситуацию и осваивали новые формы поведения, предоставляя им возможность исполнять различные роли.
Таким образом, ролевая игра является более эффективным средством обучения, чем просто наглядное обучение. Все выше сказанное имеет большое значение для каждого человека, но особенно важным этот опыт становится для студентов, будущих психологов. Так как именно им придется в дальнейшей своей работе сталкиваться с различными проблемами своих клиентов, и в силу этого необходимо иметь большой ролевой репертуар и опыт поведения в различных ситуациях.
Среди множества ролевых игр при  обучении студентов – психологов, мы активно используем следующие: «Стань этим…» и «Мафия». Рассмотрим подробнее каждую из них.
Ролевая игра «Стань этим…..»
Целью данной игры является развитие творческих способностей, осознание себя и своего места в группе, а также формирование коммуникативных навыков и развитие групповой сплоченности.
Материал: мешок или пакет, в котором находятся различные предметы и лист бумаги (бумага должна быть такого размера, чтобы на ней могли свободно  разместиться предметы, находящиеся в мешке).
Временные рамки: 60 минут.
Ход игры: Каждый участник по очереди достает из мешка один или несколько предметов (последний вариант используется в больших группах, при этом участники разбиваются на пары, и каждый из партнеров выбирает несколько предметов). После этого каждый должен рассказать о своем предмете от первого лица и расположить его на листе бумаги. После того как все предметы оказались на бумаге, ведущий задает вопрос: «Всех ли устраивает расположение предметов на листе?». В случае дискомфорта участник игры может переложить предметы по своему желанию, так как ему комфортно. Таким образом, дается возможность каждому игроку изменить местоположение предметов. В случае если игроков все еще не устраивает расположение предметов на листе, им еще раз предоставляется возможность изменить «картину предметов», но с условием: «перекладывать можно свой предмет и чужой только с согласия хозяина предмета», то есть если хозяина новое расположение предмета будет устраивать. Также в процессе игры полезно обращать внимание участников игры на  чувства, которые они испытывают, когда их предмет передвигают.
В конечном итоге предметы должны лежать таким образом, чтобы это устраивало всех участников игры.
Примечание: в ходе игры участники обращаются друг к другу только по названиям предметов, и по ее окончании проводится деролинг (процедура «снятия» роли).
После игры важно, чтобы все участники высказались и обговорили чувства, которые они испытали. 
Анализ игры полезно провести по функциям ролевой игры, описанным выше. Также эта игра может служить диагностикой внутригрупповых отношений.
Ролевая игра «Мафия»
Цель игры развитие коммуникативных навыков, раскрытие творческого потенциала, развитие навыков умения убеждать.
Материал: колода игральных карт.
Временные рамки: 60 минут.
Ход игры: Участники садятся в круг. Ведущий заранее рассчитывает количество участников и заготавливает определенное количество карт виновой масти для игроков мафии (их количество должно составлять ¼ от всех игроков), червового короля – для шерифа, и карты бубновой масти  - для остальных участников – мирных жителей. Участники не должны показывать друг другу карты, то есть для каждого из них должно оставаться загадкой кто же является мафией, а кто шерифом.
Участникам игры объясняется легенда. Она может быть следующего типа: «Вы все жители небольшого провинциального городка,  но как вы знаете, в каждом городе есть банда (или мафия), так и в вашем городе есть такие люди. В целях конспирации они скрываются. Ночью пока все мирные жители спят, они творят свои злые деяния: пытаются найти шерифа и убить его, но так как они не знают кто он, от их рук погибают и мирные жители. Поэтому каждый день вы будете собираться на совете и выяснять: кто же является мафией. По результату вашего решения будет совершаться суд, и мы будем узнавать: кого же вы «осудили» мирного жителя, члена мафии или шерифа. Задача мафии: убить шерифа, задача шерифа – убить всех членов мафии, задача мирных жителей – вычислить мафию и на дневном совете казнить их. Очень важно, чтобы  все участники четко следовали моим указаниям во время игры».
Затем ведущий предоставляет возможность каждому участнику игры представиться группе и рассказать «легенду своей жизни». После представления каждого начинается игра.
Ведущий объявляет о наступлении ночи, все мирные жители засыпают (закрывают глаза), и по команде ведущего просыпается мафия. Они видят своих партнеров и при помощи каких-либо жестов или знаков показывают ведущему свою жертву. После этого ведущий дает команду заснуть мафии и далее вступает в игру шериф. Шериф также имеет право на один «выстрел», однако он не может убить мирного жителя (в этом случае он промахивается). По команде ведущего шериф тоже закрывает глаза.
После чего ведущий сообщает, что наступает утро, все мирные жители просыпаются и обнаруживают, что кто-то не проснулся (например, мирный житель, так как он был убит бандитами), если шериф «убил» члена мафии, то соответственно этот человек тоже не «просыпается». После каждого «убийства» карта участника раскрывается, и все узнают, кем он был.
Днем все жители обсуждают события ночи и решают, кто же является мафией. Общим голосованием  они принимают решение о казни того или иного игрока. При этом каждый из игроков может предоставлять свое алиби и т.п., чтобы доказать свою невиновность. Но по истечению дня суд все же совершается и кто-то из участников покидает игру, и все узнают: кем же был этот игрок. Так продолжается до тех пор, пока либо не будет убит шериф и большая часть мирных жителей, либо не будут убиты или казнены все члены мафии.
Ведущий имеет право удалить тех участников, которые не соблюдают правила игры, например, открывает глаза ночью и т.п. Также важно отметить, что во избежание угадывания членов мафии и/или шерифа игроками по шуму, возникающему во «время ночи», ведущему необходимо передвигаться по комнате, чтобы дезориентировать участников игры. Если группа очень большая, то можно вводить дополнительные роли, такие как роль доктора, который по ночам лечит жителей, и роль мэра города, который принимает окончательное решение на дневном голосовании.
Обычно это игра проходит очень эмоционально, все обсуждения проходят бурно. Обидно бывает тем участникам, которые выбывают первыми, так и не успев поиграть, поэтому целесообразно игру провести несколько раз.
В ходе обсуждения необходимо выяснить, какие способы и приемы использовали игроки при поиске членов мафии, шерифа; какие чувства они испытывали когда их судили, «казнили» и т.п. Легко ли было отстаивать свое мнение, удавалось ли убеждать участников игры, какие приемы  для этого использовали и т.п.
Эффективность этих игр подтверждается анализом занятия, записанного на видеопленку, где подробно разбираются вербальные и невербальные аспекты поведения на протяжении всего занятия, ситуации взаимодействия участников группы в процессе игры и многое другое. Несмотря на то, что работа по выявлению эффективности данных игр в настоящее время еще не завершена, тем не менее, можно утверждать, что эти игры способствуют развитию всех выше перечисленных качеств личности будущих педагогов-психологов.