среда, 14 февраля 2001 г.

15. Проблемы профессиональной подготовки студентов-психологов

15. Вирясова Е.И., Дубовый Л.М., Тарасов С.В. Проблемы профессиональной подготовки студентов-психологов. // Сборник научно-практической конференции «10 лет выпуску психологов в Пензе». – Пенза, 2001.

15 Проблемы профессиональной подготовки студентов – психологов. Печ. Сборник научно – практической конференции «10 лет выпуску психологов в Пензе». – Пенза, 2001 г. С 18-19 0,125 Л.М.Дубовый, Е.И.Вирясова


 Проблемы профессиональной подготовки студентов-психологов


Дубовый Л.М., Вирясова Е.И., Тарасов С.В.


ПГПУ им. В.Г. Белинского, г. Пенза, РФ



Как известно, рефлексия – это механизм отражения личностных смыслов и принципов действия посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и деятельности. Возможности рефлексивного механизма изменяются, т.к. объём информации и практического опыта нарастает на протяжении жизни человека, а работа рефлексивного механизма во многом определяется качественным уровнем тех эталонов, которые человек привлекает для решения задач самоконтроля и саморегуляции. Освоение рефлексии в различных видах происходит неодинаково. В предметной сфере – человек сначала учится контролировать свою деятельность по определённому образцу, вначале внешнему, затем внутреннему и, наконец, представлениям об образце. В социально – психологической сфере логика развития рефлексивного механизма обратная: вначале человек познаёт свой собственный психический мир и мир человеческих взаимоотношений, а затем уже учится его контролировать. Достижение высших уровней в одной области не гарантирует хорошие результаты при активизации рефлексии другого вида. Человек может прекрасно справляться с собственной работой, при этом совершенно неправильно понимая сложившуюся вокруг него ситуацию социальных взаимоотношений.
Сложившаяся в высшей школе теоретико-ориентированная подготовка студентов, не способствует формирование профессиональной рефлексии и практико-ориентированных специальностях, в частности при подготовке практических психологов. И дело не только в том, что социальный опыт нельзя приобрести в имитации деятельности. Дело в том, что приобретаемый профессиональный опыт должен быть личностно – значимым для каждого студента. Как же этого добиться?
Мы предложили  соединить тренинг и видеообратную связь при отработке личностных проблем каждого студента в курсах психокоррекции и активных психолого-педагогических методах обучения. В процессе работы студенты сталкивались с различного рода проблемами, как межличностных коммуникаций, так и  собственных личностных проблем. Осознание  наличия такого рода проблем вело к разработке тренингов по соответствующим темам и способствовало формированию профессиональной рефлексии.
Мировой опыт показывает, что работа с проблемами клиента не должна решать собственные проблемы тренера. Но при этом речь идёт о терапевтических группах. В нашем же случае – речь идёт об учебной группе, задачей которой является помощь студенту в осознании и коррекции своих проблем, с тем чтобы, выработав навыки профессиональной рефлексии при решении собственно значимых проблем, он смог бы в будущем помочь решить проблемы своим клиентам.
Студенты самостоятельно составляли программы тренингов, максимально детализировали шаги предстоящей работы. Параллельно велась работа с отсроченной  видеообратной связью. В процессе работы выявились особенности отношения студентов к профессиональной деятельности. Так, студенты третьего курса  проявили хорошие знания по различным теоретическим разделам психологии и высказывали запросы на демонстрацию практических приёмов профессиональной деятельности. При этом у большинства студентов отсутствовало понимание важности самостоятельной деятельности и наблюдалась тревога и страх перед такой деятельностью, когда она им предлагалась.
Проведение тренингов по значимым для них проблемам способствовало созданию психологического образа ситуации, вело к «прочувствованию» происходящего вплоть до катарсисческого  отреагирования в некоторых случаях.
Наблюдение за студентами и их самоотчёты показывают, что предложенный метод занятий обладает большой эффективностью для осознания себя в профессии, способствует осознанному подходу к изучению теоретического материала по специальности, и что самое главное, на наш взгляд, способствует интеграции всех изучаемых дисциплин при анализе  психологических проблем клиента, с целью оказании ему помощи в их решении.
Ещё большему закреплению профессиональной рефлексии способствует самостоятельная работа студентов старших курсов с первокурсниками при решении задачи их адаптации к обучению в ВУЗе, которая проводится в рамках работы психологической службы факультета