пятница, 14 января 2000 г.

10. Структура межличностных отношений в семьях, имеющих лиц с наркоманической зависимостью

10. Николаев В.М., Петрова Е.В., Тарасов С.В. Структура межличностных отношений в семьях, имеющих лиц с наркоманической зависимостью. // ВНПК. Современные проблемы и перспективы развития валеологии, коррекционной педагогики и реабитологии. – Пенза, 2000

10 Структура межличностных отношений в семьях, имеющих лиц с наркоманической зависимостью. Печ. ВНПК. Современные проблемы и перспективы развития валеологии, коррекционной педагогики и реабитологии. 2000г. С 65-66 0,125 В.М.Николаев
Е.В.Петрова

Структура межличностных отношений в семьях, имеющих лиц с наркоманической  зависимостью.

В.М.Николаев, С.В.Тарасов, Е.В.Петрова.
Пенза. Государственный институт усовершенствования врачей.



Анализ структуры семей, в которых у подростков или молодых людей формируется наркотическая зависимость, позволяет  выявить довольно распространенные варианты дисгармонических семей, проводить определенную их типологию.
Наиболее часто встречается вариант воспитания по типу гиперопеки, где подростку уделяется чрезмерное внимание или в форме «тотального» контролирования всех его поступков, действий, желаний, увлечений, или имеет место баловство, неприкрытое потворство всем его помыслам, действиям, прихотям. В любом случае у пробанда формируется мотивация эмансипации, протеста, оппозиции, происходит формирование и прорыв установки на отстаивание «самостоятельной» позиции, идущей часто в противовес как семейным, так и социально-общественным установкам.
Наиболее часто типовой механизм начала употребления наркотика  и последующего формирования зависимости имеет место в семьях с так называемой скрытой гиперпротекцей ( Личко А.Е., 1994 ), где за фасадом заботы о подростке, поддерживающим имидж благополучной, гармонической семьи, без труда обнаруживается эмоционально холодное отношение к ребенку, без душевной теплоты. Диалоги в таких семьях носят формальный характер, 
без обсуждения волнующих подростка вопросов, при этом сам психологический климат в семье не способствует адекватной стабилизации образа « Я » , формированию адаптивных форм психологической защиты. Значительный удельный вес дисгармонических семей, способствующих наркотизации подростков,  занимают семьи с воспитанием по типу гипоопеки, где также не существует сколь нибудь очевидной душевной и эмоциональной привязанности к детям. Такой вариант « эмоционально-отверженных » подростков  подталкивает их вхождение в различного рода компании, где культивируется наряду с другими гедоническими мотивациями алкоголизация и наркотизация. Нередко эти компании, группировки, объединения по территориальному или богемному принципу имеют асоциальную или криминальную направленность.
Третий вариант наиболее часто встречающихся семей, в которых вырастают лица, склонные к наркотизации, это дисгармонические семьи с противоречивым воспитанием, где у самих родителей ценностные ориентации в значительной степени разнятся, а иногда приобретают конфликтный характер. Имеют также значение характерологические особенности супругов, в особенности при отсутствии принципа комплиментарности, когда партнеры не дополняют друг друга, а напротив, характерологически разнополярны . Наиболее неблагоприятное сочетание - жесткий, авторитарный, деспотичный глава семьи и мягкая, безвольная, непритязательная партнерша. При отсутствии единства в формировании социально-положительных установок у подростка в таких семьях, они по сути не выполняют одну из наиболее важных семейных функций - функцию первичного социального контроля, что способствует заострению неустойчивых характерологических черт у подростка и увеличивает риск наркотизации. И наконец, прогностически неблагоприятными являются семьи, где один или несколько членов имеют выраженные характерологические изменения (психопатии) или невротические расстройства. Постоянные конфликтогенные ситуации способствуют различным эмоциональным изменениям личности подростка, а как известно, эмоциональные расстройства являются благоприятной почвой для наркотизации.
Описанная типология несомненно  имеет не только теоретический интерес, но и практическую значимость, прежде всего в вопросах профилактики наркоманической зависимости. Психологическое консультирование в рамках семейных психологических центров, других учреждений медицинского и социального профиля должно быть ориентировано не только на диагностику семей, представленных в приведенной типологии, но и  на активную психокоррекционную работу в семьях.
Наиболее положительно себя зарекомендовали такие техники психокоррекции, как семейная социограмма, семейная фотография, хореография, скульптура, использование эстетических атрибутов, ролевые игры, ситуационно-психологический тренинг