четверг, 14 июня 2001 г.

19. Психотерапия семьи, имеющей наркозависимого больного

19. Патрик Т.Л., Тарасов С.В. Психотерапия семьи, имеющей наркозависимого больного. // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии» Вып. 4. – Пенза, 2001.

19 Психотерапия семьи, имеющей наркозависимого больного. Печ. Сборник научных трудов «Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии». Вып.4. – Пенза, 2001 г. С 71-75 0,25 Т.Л.Патрик

 Психотерапия семьи, имеющей наркозависимого больного
Т.Л. Патрик, С.В.Тарасов, г.Пенза
Наркомания - болезнь медико-социальная. Гиперконтроль или эмоциональное отвержение в семье, приводит к тому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, социальными службами, работодателями и т. д. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторжения, и где он может хоть как-то функционировать, - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ. Совершенно очевидно, что семья, имеющая наркозависимого больного, становится дисгармоничной..
За 5 лет прошли лечение 400 больных, в 70 % случаев был получен значительный терапевтический эффект. Работа с семьей проводилась параллельно с лечением наркомана: во время нахождения наркозависимого больного в стационаре, а затем- во время амбулаторного лечения. Психотерапия проводится в несколько этапов..
I этап. (Больной госпитализирован; вовлечение родителей в  параллельный психотерапевтический процесс).
Проводятся 3 занятия, посвященные следующим проблемам:
а) Суть наркомании  с позиции медицины. Очень важно на этом занятии выслушать родных, сколько бы это не длилось, чтобы дать им возможность «потушить» напряженность с чувством неудовлетворённости (фрустрации).. В практике очень часто для этого требуется не одна встреча. Надо быть готовым и к тому, что некоторые семьи чересчур опекают больного, обвиняют окружающих, начинают испытывать невыносимые муки от жалости к своему ребенку. Такие родственники так же нуждаются в коррекции, т.к. они мешают лечению.После снятия фрустрации, необходимо проговорить с семьей о наркомании как о болезни. Четко очертить ее динамику, сопутствующие изменения личности больного, объяснить причину девиантного поведения, рассказать о центрах удовольствия. Желательно использовать наглядные рисунки. Нередко родственники  не понимают сути этой болезни, называя ее “дурью”, “блажью” и т.д. Задача психотерапевта –помочь   родственникам понять суть болезни, лишь  при осознании этой патологии семья становится более доступной для конструирования линии иного поведения, иных форм .
б) Параллельно с лечением  абстинентного синдрома у больного, с родственниками проводятся занятия по общению с наркоманом. Разъясняется суть абстиненции, ее динамики, эмоционального и соматическоего состояния больного, намечаются правильные формы взаимоотношений. Необходимо указать, что на высоте абстиненции наркоман будет убеждать родственников в необходимости выписки, давать горячие обещания. Если родственникам не привить к этому “иммунитет” - они идут на поводу у больного:  выписывают его из стационара. Это неминуемо ведет к срыву, причем часто к еще более брутальному.
в) На следующем занятии проводится разъяснительная работа по особенностям депрессии в конце абстиненции: она всегда идет с выраженным дисфорическим компонентом, эмоционально больной лабилен, причем аффективный фон может очень быстро меняться от одного полюса к другому. Необходимо четко разъяснить родственникам причину этого состояния, подчеркнуть важность создания терапевтической атмосферы для больного.
II этап- (больной включен в групповой психотерапевтический процесс,  параллельно с ним проводятся занятия с родственниками). На первом занятии целесообразно провести диагностику внутрисемейных проблем и психотерапевтически попытаться их скорректировать. Желательно, чтобы в эту работу были включены все члены семьи или, хотя бы, оба родителя. Если больной женат, то необходимо привлечь к психотерапии супруга. В большинстве случаев посещает больного и врача лишь один из родителей. Муж (или жена), как правило, уклоняются от решения проблемы, заявляя - “Вылечишься - приходи”. Однако, если супруг планирует дальнейшее совместное проживание, и ему  рекомендуется пройти психотерапию. Особенности психики больного наркоманией таковы, что необходимо  проработать еще в стационаре все ситуации, с которыми он может столкнуться вне стен больницы..
На этом этапе между психотерапевтом или психологом, работающим с семьей и ее членами, уже должно возникнуть взаимное доверие.. Психотерапевт должен стать семейным врачом. Этому способствует сбор подробного анамнеза у матери больного. Лучше, если жизнеописание мать составит письменно. В этой “исповеди” она должна представить все события жизни своей семьи- от момента знакомства с будущим супругом до последнего времени. Следует  отметить особо все важные, судьбоносные моменты в жизни семьи, описать поведение всех ее членов при экстраординарных ситуациях. Как правило, на написание этой истории уходит 2-3 дня, это часто бывает болезненно для матери, но приносит ей в результате большое облегчение. На смену метаниям, аффективной неустойчивости приходит трезвый взгляд на прошлое и реальные планы на настоящее и будущее.  Появляется много вопросов, ответам на них нужно отвести целое занятие, стараясь дать их как можно полнее и доступнее.
Следующее занятие необходимо посвятить особенностям аффективных проявлений у больного наркоманией,  от возникающей после абстиненции кратковременной эйфории, до состояния вяло-апатической депрессии. Следует разъяснить суть эгоцентризма больного, обуславливающим повышенную  ранимость, обидчивость. Необходимо психологически поддержать родственников в период возникновения чувства безысходности, тупика, которое появляется в ответ на специфический эгоцентризм наркомана, помочь родственникам осознать преходящий характер этого феномена. При необходимости можно использовать гештальт-методы или телесно-ориентированную терапию. При правильной проработке этих переживаний можно перейти к следующему, очень важному по нашему мнению, процессу – «примирению» с собственным больным ребенком. Этот процесс желательно проводить со всей семьей вместе, включая других детей этой семьи. Можно использовать методики, использующие элементы покаяния, признания в любви, уверения в наличии семейных ресурсов для формирования новых отношений. Очень важно применять телесный контакт. Вообще, в рекомендациях родственникам наркомана надо подчеркивать важность телесного контакта, который стимулирует мощный прорыв эмоций, переполняющих внутреннее духовное пространство любого из членов семьи. Как правило, процесс “примирения” приносит много слез, высказываются обиды и так далее, но огромным достижением процесса и его результатом является рождение общего психологического пространства взаимоотношений, где каждый член семьи имеет свое место внутри него, а не за “забором”, как это было в начале болезни.
III этап (подготовка к выписке больного, амбулаторное лечение его).
Первое занятие посвящено ответам на вопросы родственников - как поступать в тех или иных ситуациях после выписки из стационара. Психотерапевту необходимо провести работу с родственниками по снятию страха, напряжения, связанного с выпиской больного из стационара. Основная идея этих занятий - направленность на создание психотерапевтической среды для больного (эмоциональной, интеллектуальной и телесной) при возвращении его домой.
Последующие  1-2  занятия  посвящены отношениям родственников к попытке социальной адаптации больного. Семья не должна отслеживать действия вернувшегося домой больного, а пытаться привлечь его к общим делам и, желательно, к работе. На этих же занятиях вновь разъясняется суть состояния больного. Указывается, что нежелание что-либо делать больным является не ленью, а лишь проявлением вяло-апатичной депрессии, интенсивность которой будет уменьшаться со временем. Необходимо разъяснить родственникам и особенности компульсивного влечения у наркоманов, способы определения таких состояний и возможности его купирования.
Следующее занятие следует посвятить возникающим проблемам внутри семьи в связи с изменением прежнего статуса. В результате лечения исчезает “носитель симптома” семейной дисгармонии, которым являлся наркоман. Этот психотерапевтический процесс бывает достаточно сложным, так как стереотипы изменить крайне не просто. Эффективными оказались такие методики, как создание “скульптуры”, гештальт-терапия, повествовательная терапия (из области семейной психотерапии). Эффективной бывает работа и с семейными мифами. Для закрепления ремиссии больной должен посещать лечащего врача, задача родителей - побуждать его к этому.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лечение только страдающего наркоманией больного без психотерапевтической работы с семьей - дело неблагодарное и практически безуспешное, возвращение в прежний социум больного сводит на нет все усилия, направленные на становление ремиссии.